Популярные вопросы.

В пункт 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан об аудиторской деятельности приведен список организации, которые подлежат обязательному аудиту. Список несколько раз изменился, на сегодняшний день, состоит из 17 пунктов, на практике больше всего из этого списка встречаются акционерные общества, и недропользователи.  В 2017 году в список добавился довольно интересный пункт, который звучит:

– товарищества с ограниченной ответственностью при одновременном выполнении следующих условий:

1) в его составе имеются участники (учредители), владеющие менее десяти процентами долей участия в уставном капитале;

2) среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Аудит годовой финансовой отчетности для товарищества с ограниченной ответственностью, относящегося к субъекту среднего предпринимательства, проводится по требованию участника (учредителя), владеющего менее десяти процентами долей участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.

 

Необходимо отметить, что  согласно статьи 24 указанного Закона запрещается проведение обязательного аудита аудиторской организацией, не соответствующей минимальным требованиям к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит.

Согласно Минимальным требованиям к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 231 для проведения обязательного аудита организаций, аудиторская организация, имеющая лицензию на осуществление аудиторской деятельности, соответствовать следующим Минимальным требованиям:
1) наличие заключения аккредитованной профессиональной аудиторской организации, членом которой является аудиторская организация, подтверждающего соблюдение аудиторской организацией требований международных стандартов аудита и Кодекса этики по результатам проведенного внешнего контроля качества;
2) отсутствие в течение последнего одного года административных взысканий, налагаемых за нарушения законодательства об аудиторской деятельности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».

Кроме того, для проведения обязательного аудита национальных компаний, национальных холдингов и национальных управляющих холдингов, а так же финансовых организаций и акционерного общества «Банк Развития Казахстана»  для аудиторских организации определены дополнительные Минимальные требования.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»  Группа это Материнская организация и ее дочерние организации. Организация, которая контролирует одну или несколько организаций называется материнской компанией.

Согласно подпункту (а), параграфа 4 IFRS 10 материнская организация не обязана представлять консолидированную финансовую отчетность, если она удовлетворяет всем следующим условиям:

(i)            материнская организация сама является дочерней организацией, находящейся в полной или частичной собственности другой организации, и все ее другие собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, были проинформированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;

(ii)            долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);

(iii)           материнская организация не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок; и

(iv)           конечная или любая промежуточная материнская организация указанной материнской организации подготавливает консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, доступную для открытого пользования;

В остальных случаях все организации, являющиеся материнской организацией, должны представлять консолидированную финансовую отчетность.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса дивиденды – это, в том числе, часть чистого дохода, распределяемого юридическим лицом между его учредителями, участниками.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 160 Налогового кодекса доход в виде дивидендов относится к доходам, облагаемым у источника выплаты, что является объектом обложения индивидуальным подоходным налогом. Пунктом 2 статьи 158 Налогового кодекса определено, что доходы в виде дивидендов, полученные, в том числе, из источников в Республике Казахстан, облагаются по ставке 5 процентов.

При этом согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса из доходов физического лица (учредителя), подлежащих налогообложению, исключаются дивиденды при одновременном выполнении следующих условий:

– на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

– юридическое лицо, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

– имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов.

В Законе об обязательном социальном медицинском страховании  предусмотрены 2 вида обязательств перед фондом социального медицинского страхования: 1) отчисления и 2) взносы.

Плательщиками отчислений являются работодатели, а  плательщиками взносов являются работники и другие физические лица, получающие доходы, перечисленные в пункте 2 статьи 14 указанного Закона.

Согласно статьям 27 и 28 Закона предусмотрены поэтапное внедрение и увеличение ставки взноса и отчислений.

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

с 1 июля 2017 года – 1 процента от объекта исчисления отчислений;

с 1 января 2018 года – 1,5 процентов от объекта исчисления отчислений;

с 1 января 2020 года – 2 процентов от объекта исчисления отчислений;

с 1 января 2022 года – 3 процентов от объекта исчисления отчислений.

Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов, исчисленных в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

Взносы работников, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

с 1 января 2019 года – 1 процента от объекта исчисления взносов;

с 1 января 2020 года – 2 процентов от объекта исчисления взносов.

 

с 1 июля 2017 года взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.

Объектом исчисления взносов работников, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

Объектом исчисления взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов является двукратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В связи с внедрением обязательного социального медицинского страхования НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» открыл текущие счета для перечисления с 1 июля 2017 года организациями, предприятиями и другими плательщиками отчислений и взносов по системе обязательного социального медицинского страхования со следующими реквизитами:

Наименование Новые реквизиты
Бенефициар НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»
Банк бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»
БИК бенефициара GCVPKZ2A
ИИК бенефициара KZ92009MEDS368609103
БИН бенефициара 160440007161
Код бенефициара 11

При этом, при перечислении отчислений и взносов по системе обязательного социального медицинского страхования предусмотрено применение следующих кодов назначения платежей (КНП):

– 121 Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование юридических лиц работодателей;

– 122 Взносы на обязательное социальное медицинское страхование

– 123 Пеня за несвоевременное перечисление отчислений на обязательное социальное медицинское страхование

– 124 Пеня за несвоевременное перечисление взносов на обязательное социальное

Традиционно выписка счетов-фактур при реализации товаров, работ и услуг является обязанностью плательщиков налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, с внедрением электронной счет-фактуры, а также вступлением нашей страны в Евразийский экономический союз, выписка счетов-фактур стал обязательным для всех субъектов реализующих товаров «по перечню», даже если они не являются плательщиками НДС.

Чтобы определить правовую базу данного изменения, а также узнать о каком перечне идет речь необходимо рассмотреть следующие нормативно-правовые акты:

  • Подпункт 2 пункта 2 статьи 263 Налогового кодекса Республики Казахстан: Счет-фактуру в электронной форме обязаны выписывать налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
  • Пункт 11 статьи 3 Протокола «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза», ратифицированный Законом Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года №439-V ЗРК : В целях контроля правомерности перемещения товаров государства-члены в соответствии со своим законодательством вправе осуществлять учет товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов, устанавливать требование о наличии документа, указанного в абзаце втором пункта 10  статьи 3 Протокола, в отношении товаров, включенных в перечень, в числе обязательных товаросопроводительных документов, наличие которых предусматривается в рамках функционирования национальных систем учета взаимной торговли.
  • Пункт 7 Инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов Евразийского экономического союза, утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 09.12.2015г.  №640, с изменениями от 29.12.2015г. (разработана в соответствии с пунктом 11 статьи 3 вышеуказанного Протокола): Налогоплательщик выписывает электронный счет-фактуру в порядке, установленном Правилами документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 77   при:

реализации товаров, включенных в Перечень, которые ранее ввезены с территории третьих стран;

реализации ввезенных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и  наименование включены в Перечень;

при реализации произведенных на территории Республики Казахстан товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС, и наименование которых включены в Перечень;

вывозе с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена ЕАЭС в связи с передачей товара в пределах одного юридического лица:

товаров, включенных в Перечень, которые ранее ввезены с территории третьих стран;

товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС;

При этом данный вывоз не включается в оборот по реализации, определенный налоговым законодательством Республики Казахстан.

  • Пункт 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 “О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин: Утвердить прилагаемый перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин.
  • Пункт 51-1 Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 77: При реализации за наличный расчет товаров, включенных в Перечень, физическим лицам с представлением покупателям чека контрольно-кассовой машины поставщик таких товаров выписывает один ЭСФ на весь оборот за день, в котором в Разделе С “Реквизиты получателя”:

в строке 18 “Получатель” – указываются слова “физические лица”;

в строке 19 “Адрес места нахождения” – указываются слова “розничная торговля”;

в ячейке “F” – делается отметка.

 

Таким образом, с 11 января 2016г.  обязанность по выписке электронных счетов фактур возникает у налогоплательщиков при реализации  товаров, включенных в Перечень, включая последующих продавцов, вплоть  до конечного потребителя, в том числе физическим лицам.

Ссылки на все нормативно-правовые акты приведены в разделе «Буква закона»

В законодательстве РК для определения порядка расчета с бюджетом юридического или физического лица, являющегося нерезидентом, в налоговых целях применяется термин «постоянное учреждение». Наличие постоянного учреждения в РК не позволяет считать налогоплательщика резидентом. Но в этом случае по отношению к нерезиденту, имеющему на территории РК постоянное учреждение, применяется такой же порядок налогообложения доходов, получаемых из источников в Республике Казахстан, как и порядок, действующий для резидентов, за исключением отдельных особенностей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статья 191 Кодекса место нахождения Филиала признается постоянным учреждением нерезидента в РК.

Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК являются плательщиками корпоративного подоходного налога. Согласно статьи 83 Кодекса налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса, и вычетами, предусмотренными настоящим разделом.

При этом, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 84 Кодекса совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, состоит из доходов, указанных в статье 198 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 198 и подпункту 1 пункта 1 статьи 192 Кодекса доход от реализации включается в совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в РК через постоянное учреждение.

Положениями пунктов 5 и 6 статьи 198 Кодекса установлено, что на вычеты относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в РК через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в РК или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Поскольку Филиал будет признавать доход от реализации товаров на территории РК, то необходимо, чтобы филиал был получателем товара по импорту от головного офиса, в ином случае вычет себестоимости реализованного товара становится невозможным.

Таким образом, Филиал является плательщиком КПН. Налогом по ставке 20% облагается налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Кодекса, и на сумму убытков, переносимых в порядке, установленном статьей 137 Кодекса.

Налоговый кодекс определяет единую систему обложения КПН как для постоянного учреждения нерезидента, так и для юридического лица – резидента РК и, соответственно, в зависимости вида деятельности головного офиса, филиал или представительство представляют либо форму 100.00, либо формы 130.00 или 140.00. Срок сдачи декларации по КПН раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

При наличии чистой прибыли у Филиала нерезидента юридического лица

Согласно пункту 1 статьи 199 Кодекса чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в РК через постоянное учреждение облагается корпоративным подоходным налогом на чистый доход по ставке 15 процентов.

В случае если , между РК и государством, резидентом которого является головная компания Филиала заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и при наличии у Филиала-нерезидента на дату представления декларации по КПН документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Кодекса, Филиал имеет право на уменьшение ставки КПН

 

Ссылки: Прошу «Конвенции» поставить на самый верх Международных актов

Раздел Название Ссылка
Международные акты Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал

 
http://kgd.gov.kz/ru/content/konvencii-ob-izbezhanii-dvoynogo-nalogooblozheniya-i-predotvrashchenii-ukloneniya-ot
Международные акты ДОГОВОР
О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
(г. Астана, 29 мая 2014 года)
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31565247#pos=1;-173
Законы и Кодексы Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854#pos=1;-217
Законы и Кодексы Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304-I http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011692#pos=1;-217
Подзаконные Акты Минимальные требования к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит, утвержденные

Приказом Министра Финансов РК от 30 марта 2015 года № 231.

http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010875

ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС В ДАННОЙ ФОРМЕ.

Все под рукой

За все время нашей работы мы собрали много полезной информации из нашего личного опыта и хотим делится с вами.

Актуальные курсы валют

Курсы валют: курс доллара, курс евро